Эминем, урожденный Маршал Мэзерс, появился на свет 17 октября 1974 года в маленьком местечке в штате Миссури. Его отец и мать были участниками шоу-группы, выступавшей по кабакам вдоль границ штата. Однако после рождения Маршала они недолго прожили вместе - спустя шесть месяцев отец собрал пожитки и ушел из семьи.
Мать, Дебби, не могла усидеть на одном месте, и детство Маршала прошло в трейлере в бесконечных путешествиях от Миссури до Мичигана. Разумеется, при таком образе жизни мальчик не имел возможности обзавестись друзьями и нормально ходить в школу. Единственным его другом был дядя Ронни, который и познакомил его с хип-хопом: Эминем вспоминает, что первой услышанной им рэп-пластинкой была "Rhyme Pays" Айс-Ти, которую подарил ему дядя. Тогда подросток и решил, что неплохо бы стать рэппером.
Когда мальчику исполнилось девять, мать осела в Детройте в черном квартале, где, по воспоминаниям Эминема, кроме них троих (в 1986 году родился брат Натан), было еще только двое белых - пара сумасшедших байкеров по соседству. "Я безразлична к цвету кожи, - объясняла свой выбор места жительства мама. - А вот подростки в квартале причиняли нам неприятности, - простодушно добавляла она".
Неприятностей Эминему хватало, особенно в школе. Одной из первых песен, написанных им, была "Brain Damage" ("Повреждение мозга"). Она целиком автобиографична и рассказывает о его взаимоотношениях с главным врагом, подростком Д'Анжело Бэйли. Однажды зимой тот сбил его с ног и стал молотить головой об лед. Когда у Эминема из уха пошла кровь, и он отключился, Бэйли испугался и сбежал. Эминем провел в коме пять дней… Именно в школе Эминем начал участвовать в состязаниях, которые устраивали между собой юные МС. Но едва он брался за микрофон, как ему начинали кричать: "Эй ты, белый ублюдок, убирайся играть свой рок-н-ролл!" Спасало лишь то, что трудно было оспаривать его исключительную одаренность - мало кто мог читать рэп так артистично, как он: "Люди говорили мне: "А ты крутой для белого", - вспоминает Эминем, - и я расценивал это как комплимент".
Эминем вылетел из девятого класса после пяти пересдач экзаменов. А мама заявила сыну: "Иди на улицу и помоги мне оплачивать счета - или же я выкину тебя из дома!" И Эминем отправился работать. Он был сезонным рабочим, официантом и поваром в ресторане. Владелец ресторана вспоминал, что он был хорошим работником, только беспрерывно читал рэп, запихивая в текст все, вплоть до перечисленных в меню блюд. Приходилось кричать ему, чтобы он делал это потише - ресторан был семейным.
В том же возрасте он начал участвовать в более серьезных рэпперских состязаниях. По словам очевидцев, во "фристайле" (речевой импровизации) он практически всегда побеждал. Тогда же он познакомился с будущей матерью своего ребенка, будущей женой и, в некотором роде, лирической героиней своих будущих альбомов Кимберли Скотт. Чуть позже они стали жить вместе в таком же трейлере, в котором прошло все его детство.
В 19 лет Эминема постигло самое большое горе в жизни: из дробовика застрелился его любимый дядя Ронни. Это было самое тяжелое время для него. Тогда он записал свою первую пластинку "Infinite", абсолютно несостоятельную и мало кому интересную. Независимая студия, связавшаяся с ним, продала чуть больше тысячи копий, уничтожила остаток тиража и порвала с ним. "У меня совсем не было денег, - вспоминает Эминем, - иногда мои друзья покупали мне одежду". Последней его надеждой было ежегодное состязание рэпперов Rap Olimpics, проходящее в Лос-Анджелесе. В ночь перед отъездом Эминем явился к дому и обнаружил запертую дверь и записку, что он выселен за неуплату. "Мне пришлось выбить дверь, - рассказывает он. - Мне было некуда больше идти. Не было ни отопления, ни воды, ни электричества. Я поспал на полу, проснулся и поехал в Лос-Анджелес..."
Он не выиграл в тех состязаниях. Однако победа пришла с неожиданной стороны. Эминем разнес по студиям Лос-Анджелеса несколько кассет с записью того, что впоследствии стало "The Slim Shady LP". Легенда гласит, что великий Doctor Dre, певец и один из лучших рэп-продюсеров, нашел кассету на полу гаража шефа компании Interscope Джимми Йовина. Вдвоем они прослушали запись. "За всю мою карьеру, - утверждает Дре, - я не встречал ничего стоящего на демо-записях. Когда Джимми ее проиграл, я сказал: "Найди его. Немедленно!"
"Slim Shady" появился на свет неожиданно. Как-то Эминем пытался рифмовать свой псевдоним, но получалось плохо. И тогда он подобрал первое что крутилось в голове: Слим Шейди, гнусный ублюдок, темная сторона души Эминема. Это было, как озарение. "Слим Шейди - это все те злые мысли, что приходят в мою голову. Вещи, о которых мне не следовало бы думать. Необходимо, чтобы люди могли определить, когда я серьезен, а когда я придуриваюсь. У меня вообще деформированное чувство юмора".
Первый альбом, "The Slim Shady LP" произвел эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, из-за исключительной одаренности в ту пору мало кому известного исполнителя. Во-вторых, из-за цвета его кожи. И, в-третьих, из-за совершенно экстремального содержания пластинки. Хрупкий беловолосый человек с ярко-голубыми глазами выплевывал в мир абсолютно нецензурный текст чудовищного содержания: истории о насилии, расовой и сексуальной политнекорректности; разнузданные мечтания испорченного городского подростка. Больше всего шума наделала песня "97' Bonnie And Clyde" - разговор папы с маленькой дочкой, которую тот просит помочь ему выбросить в реку труп убитой им мамы…
Публика была в шоке! Эминема объявляли дьяволом во плоти, не обращая внимания на тонкость: текст был прочитан не от его лица, а от лица Слима Шейди. Слима, позволяющего себе совершать все те поступки, о которых обычный человек только мечтает в минуты бешенства. Эминем стал знаменит и снова столкнулся с проблемой цвета кожи: каждый, кто приходил брать у него интервью, первым делом спрашивал: как он отважился, будучи белым, читать рэп? Очень скоро это начало его бесить.
"Всю жизнь я имел проблемы с расой, начиная от того места, где я вырос, и заканчивая тем, что я рэппер. Я дошел до точки кипения. Всякий, кто потянет эту карту опять, получит ее обратно в рожу", - заявил он.
В каком-то смысле, спустив с цепи все подсознательные страхи и комплексы современного молодого человека и сделав это с исключительной изобретательностью, Эминем стал голосом своего поколения. По крайней мере, мыслящей его части. Но между тем, все не так невинно: по свидетельству очевидцев, на его концертах
несовершеннолетняя публика особым ревом одобрения встречает наиболее грязные пассажи.
- На моих пластинках есть цензорный гриф, так пусть родители заботятся о своих детях, - рассуждает Эминем. - Те, кто копирует своих кумиров, - идиоты. Нормальный человек, если и прыгнет с моста, то лишь потому, что сам этого захотел, а не потому что ему это в рэпе посоветовали. Свой второй альбом - "The Marshall Mathers LP" - Эминем посвятил памяти своего любимого дяди Ронни, но не изменил ни на йоту своего отношения к жизни и материалу. Альбом немедленно попал на первое место в Billboard, потеснив Бритни Спирс.
Однажды Эминему задали вопрос: хочет ли он славы? - Будет ли это звучать нормально, если я скажу "нет"? - осведомился он. А потом пояснил: - Слава - это не то, чего я ищу. Я хочу, чтобы меня уважали. Но, знаете ли, слава - это то, что приходит в комплекте с уважением. И я согласен на нее, потому что, видите ли, уважением не накормишь мою дочь. Так что пусть будет слава.