Темная сторона Америки


Не каждый рэппер появляется на обложках "Rap Pages", "Vibe", "Rolling Stone", "Spin", "URB" и "Stress" и отправляется в турне по всей стране задолго до выхода своего дебютного альбома. И мало кто осмелится вскрыть то, что сидит в подсознании миллионов так, как это делает он, точнее, его второе "я", Slim Shady. Это делает эмси из Мичигана феноменальным. "Да, я говорю о том, что, как мне кажется, будет шокировать людей. Но я не делаю того, что шокирует людей. Я не пытаюся стать новым Тупаком, но я не знаю, сколько мне суждено пробыть на этой планенте, поэтому пока я здесь, я использую эту возможность на все сто".
Родители Эминема поженились в 1973 году, когда его матери было пятнадцать, а отцу двадцать два. Два года спустя, 17 октября 1975 года, в Канзас-Сити у них родился сын, Маршалл Брюс Мэзэрс III, будущая звезда рэпа. Его родители выступали с групой DADDY WARBUCK вдоль границы штатов Дакота и Монтана, но их отношения дали трещину, и через полгода после рождения ребенка отец бросает семью, отправившись в Калифорнию. Впоследствии Маршалл напишет своему отцу несколько писем, которым будет суждено вернуться отправителю. "Я слышал, что сейчас он пытается связаться со мной, - говорит Эминем. - Да пошел он!"
Расставшись с мужем, Дебби, мама Эма, жила у своих родственников, самым дорогим из которых для Эминема был его дядя Ронни, ставший его лучшим другом. С 1980 года Дебби с сыном живут в Детройте, где мальчишка становится жертвой ежедневных издевательств местной шпаны. Зимой 1983 года на перемене его избили до потери сознания, он попал в больницу. "У него было кровоизлияние в мозг, в течение пяти дней он постоянно терял сознание", - вспоминает его мать. 1984 год считается переломным в судьбе Эминема - он возвращается в Канзас, где Ронни знакомит его с рэпо, дав ему послушать песню "Reckless" Ice-T с саундтрека "Breakin" Эм восхищался Ронни, видя, как тот сочиняет и записывает свои собственные песни. Через три года Дебби с детьми (к этому времени у Эма появился сводный брат Натан) снова едет в Детройт и поселяется в восточной части города, где они стали одной из трех белых семей в районе. "У меня нет рассовых предрассудков, - говорит Дебби. - Это не было проблемой. Но более молодые жители квартала доставляли нам непрятности. Маршала часто избивали". "Как-то я возвращался домой от приятеля мимо тогового центра Бель-Эйр. Чернокожие чуваки подъехали ко мне на авто, вытащив свои средние пальцы. Я ответил им тем же, они уехали, я выбросил их из головы, но они припарковались. Один из них подошел и врезал мне по зубам, сбив меня с ног. Потом он достал пистолет. Я мигом свои средние пальцы. Я ответил им тем же, они уехали, я выбросил их из головы, но они припарковались. Один из них подошел и врезал мне по зубам, сбив меня с ног. Потом он достал пистолет. Я мигом выскочил из своих ботинок! Я думал они им нужны". Нет, им отнюдь нужна была не обувь. На следующий же день Маршалл нашел свои ботинки торчащими из грязи на том же месте, где он их и оставил. "Тогда-то я и понял, что дело в цвете кожи". Эминема спас белый мужчина, проезжавший мимо. Он остановился вытащил пистолет, спугнул негодяев и отвез напуганного мальчика домой. "Он пришел в носках и нижнем белье, - вспоминает мать. - Они сняли с него спортивный костюм и забрали бумбокс. Они бы убили его".

Единственной отрадой в жизни Маршалла стал рэп. "Когда мама уходила играть в лото, я тут же включал свое стерео". Написав свой первый рэп в тринадцать лет, вскоре он начал демонстрировать свои способности в соседней школе Осборн, вместе со своим другом MC Proof участвуя в эмси-баталиях, которые проводились в столовой. "Это було чем-то вроде "белые не умеют прыгать", - вспоминает Proof. - Все думали, что его легко победить, но каждый раз он доказывал обратное". По суботам друзья ходили на бои эмси в клуб "Hip-Hop Shop", первый этаж детройтской рэп-сцены. "Меня начинали освистывать, как только микрофон попадал мне в руки, - рассказывает Эминем. - Но, услышав мои строки, ублюдки затыкались". В семнадцать лет Эминем три раза провалившись на экзамнах, вылетает из школы. Летом 1992 года он встречается с Ронни и узнает, что тот завязал с рэпом, что было лишь его хобби, увлечение детства, неосуществимая мечта. Но для Эма рэп к этому времени стал целью всей его жизни, ее смыслом. Тогда Эминем и подумать не мог, что через год 13 декабря 1993 года, Ронни наложит на себя руки. Эм тяжело переживал трагедию, впав в глубочайшую депресию и забросив рэп. Еще бы, он потерял самого дорогого для себя на тот момент человека, в чьей смерти винил себя. Он думал, что если бы Ронни позвонил ему, он бы смог предотвратить несчастье. Он винил себя в том, что не смог увидеть в Ронни этого, когда тот приезжал к нему. "Я не говорил целыми сутками, даже не нашел сил выбраться на похороны". В конце 1995 года у Эминема и Ким Скотт, с которой он познакомился еще в школе, когда ему было пятнадцать лет, родилась дочь Хейли Джейд. Теперь ему надо было заботиться о своей семье, думать о ее будущем, ведь он поклялся, что никогда не станет для своей дочери таким отцом, каким был Маршалл Мэзэрс II для него, и единственной надеждой и спасением для него был рэп. С новыми силами он берется за свое ремесло, ни на минуту не забывая о дочери, и постепенно становится знаменитым в среде хип-хоп-андерграунда. В 1996 году на независимом лейбле он выпускает свой первый диск "Infinite", - пластинку, лишенную острого юмора и гнева, скрытого в словах еще не рожденного Slim Shady. Характерная черта диска - минимализм музыки (жесткий бит, бас, максимум два сэмпла и хэт) и хорошо отточенная лирика, на которой сконцентрировано все внимание эмси. В песне "It's OK" Эминем говорит, что, живя на нищих улицах, где "детей привлекает оружие" и льется кровь, а его младший брат-астматик не может долго находиться в школе, потому что там вся курят крэк, видя, как из-за денег хорошие люди продают свои души дьяволу, он не рпускает руки, не собирается ни здаваться, ни идти по порочному пути к своим целям. "Я использую более умную тактику, чтобы вырваться из трущоб, я не настолько глуп, чтобы, как многие, склонить голову перед подонками. Это тяжело, но я пытаюсь поступать правильно на этой земле, но ею правит ад с тех пор, как я свалился на нее". Эм также считает, что своей позиции он обязан Богу: "Он научил меня справляться со стрессом, надеяться на лучшее вместо того, чтобы хандрить и отчаиваться". Композиция "Never 2 Far" пропитана горячим желанием Эма добиться своего, достичь своих целей, обеспечить себя и свою семью, избавить их от лишений. Пусть в этом мире ничего не дается людям просто так, он уверен, что "ты можешь стать царем, ты можешь править миром, ты можешь делать все, что хочешь, все зависит лишь от тебя, ты можешь стать звездой, где бы ты ни был, ты не слишком далек от дохода".

Ряд песен диска посвящен сущности эмси. Так, в треке "313" выражена идея о том, что чтобы стать одним из них, недостаточно лишь взять микрофон в руки и прочитать пару тройку куплетов, а напротив, это связано с кропотливой работой над собой и страстным стремлением превзойти не только других, но и самого себя. В этой песне с присущей всему его творчеству иронией Эминем обращается к фальшивим эмси: "Ты не смог заставить слушателей поднять руки, ведь они проглотили свои пальцы... не надо выкаблучиваться и пытаться быть тем, кем ты не являешся, ведь, может, ты и ловок, но, перепрыгнув подсвечник, опалишь спину, полюбишь Джилл на холме, но все равно не станешь Джеком". В песне "Jealousy Woes II" Эминем рассказывает о ревности, которая так и норовит портить отношения между мужчиной и женщиной, и о коварности слабого пола. Сначала он рисует картину женской ревности: "Возвращаясь домой, отработав две смены, я всегда покупаю подарки для тебя, но ты целуешь меня, притворяясь, что скучала, затем набрасываешься на меня и мы усердно ругаемся... Я любил быть с тобой, но теперь ты постоянно затеваешь допросы и говоришь своим друзьям, что хочешь бросить меня". А втором куплете - о мужской: "Я был заражен твоею сладостью, пока не начал следить за тобой и подслушивать твои разговоры по телефону". Но, может, в этом случае речь шла не о ревности, а о здравом смысле, ведь, в конце концов, он остается один, когда она променяла его на более богатого мужчину. Эм осуждает женщин, любящих по расчет, и в конце песни разоблачает их: "Теперь ты меня нашла и хочешь попросить прощения за всю ту ложь... потому что мой кошелек растолстел и по душе тебе". Этому крайне оптимистичному альбому, может, из-зи стилистики суждено было провалиться. Детройтские ди-джеи и радиостанции проигнорировали эту работу, обвинив Эминема в закосе под Наса и AZ. "После этой пластинки мои строки становились все злее и злее, - говорит Эм. - Причина тому - отдача, которую я получал. Ублюдки говорили: "Ты же белый, какого черта ты вообще читаешь рэп?! Почему бы тебе не заняться рок-н-роллом? Все это выводило меня из себя". Накануне первого дня рождения его дочери он был уволен из ресторана "Gilbert's Lodge", где работал. "Это было самое трудное время. Помню, оставалось примерно пять дней до Рождества, день рождения Хейли, а у меня было всего около 40$". Эм со своей семьей жил в квартале, переполненном наркоманами и наркоторговцами. Хозяин их квартиры постоянно обворовывал их, чтобы купить крэк. Они сменили несколько мест жительства, пока их не выселили за неуплату. Устав от такой жизни, Ким бросает Эма, забирая с собой самое дорогое, что у него было - его дочь, и обрывая связь с ней. У Эминема опускаются, начинается депрессия, с которой он борется с помощью наркотиков. В конце 1996 года он выживает после передозировки. Эта нисходящая спираль в его жизни закончилась, когда он повстречал Slim Shady. "Бам! - имя буквально свалилось на меня вместе со всеми словами, которые с ними рифмуются. Я вытер свою задницу, встал с горшка и позвал всех своих знакомых". Shady стал мстительным гремлингом Эминема. Говорят, клин клином вышибают, так и он решил с помощью Shady отплатить всем, кто портил его жизнь, той же монетой. Весной 1997 года он записывает "Slim Shady EP", состоящий из восьми треков, среди которых были композиции, губительные для представителей местной музыкальной индустрии, и речи о жизни вообще. "Мне было нечего терять, у меня было лишь что-то, из чего можно было извлечь пользу. Если бы я сделал альбом, который удовлетворил бы меня, для меня это был бы успех. Будь все иначе - мои продюсеры плюнули бы на рэп. Я же записал что-то, что хотел услышать сам. В "Slim Shady EP" я набросился на всех, кто поливал меня дерьмом". Раскрыв сою душу, Эминем и его карьера отправились вверх. Венди Дэй из RAP COALITION, которой он как-то передал копию "Infinite", помогла ему попасть на "Rap Olympics '97" в Лос-Анджелесе, где он завоевал второе место во фристайле. Эминема пригласили поучаствовать в знаменитом радио-шоу "Wake Up". Понимая, что такой шанс предоставляется только раз в жизни, Эминем продемонстрировал свой разъяренный стиль, буквально контузив ведущих и всех слушателей. "Я понял, что это мой момент славы. Я должен был взорвать это шоу. Для меня это был вопрос жизни и смерти". Одним из слушателей был несравненный Dr. Dre. Пораженный услышанным, он начал охотиться на фристайлера из Мичигана. В конце концов, Эминемом был подписан контракт с лейблом Дрэ AFTERMATH и они начали работать вместе. Дрэ так понравился "Slim Shady EP", что он решил поместить большинство его треков на альбом Эма. "Слышать похвалу от самого Дрэ - большая честь для меня. В детстве я был фанатом NWA. Помню, одевал солнцезащитные очки, красил губы помадой, пытаясь быть похожим на Дрэ и Ice Cube. Он лучший хип-хоп-продюсер". В первый же день работы они записали "My Name Is", - песню, которая станет одной из самых скандальных в истории Эминема.

23 февраля 1999 года выходит "Slim Shady LP". Это расплата Эма, 14 пуль в сторону тех, кто всю его жизнь поливал грязью. В песне "My Name Is" он знакомит весь мир со своим альтер-эго Slim Shady, который ломает голову, "какой из SPICE GIRLS сделать ребенка", срывает грудь Памелы Андерсон, выкуривая большой косяк, бросается на первую попавшуюся женщину, размахивает своими гениталиями в людных местах, осмеивает идиота из Белого Дома, дарит детям наслаждение, выкалывая себе глаза. На самом же деле Slim Shady - альтер-эго всего современного общества, отражение того, что творится в головах всей Америки, о чем думает каждый, но боится это признать. Это острая сатира на общество, где все озабоченны личной жизнью самых сексуальных звезд, никто не удовлетворен властью, какой бы она ни была, и главная забава детей - насилие. Это сатира и на самого Эминема, на его детство. "Мой учитель английского хотел перевести меня в начальную школу. Большое спасибо, в следующем семестре мне стукнет 35. Я заехал ему по лицу ластиком, гоняясь за ним со скоросшивателем, пригвоздил его яйца к стопке бумаги". Большинство его воспоминаний связано с матерью, по его словам, отнюдь не эталон материнства: "99% моей жизни мне врали, я только что узнал, что моя мать употребляет больше наркотиков, чем я сам... Когда я был маленьким, я голодал до потери сознания. Как ты собиралась кормить меня грудью, ма, когда у тебя ее нет?!" Подобные строки стоили Эминему дорого и, конечно, его мать все отрицала: "Я никогда не употребляла наркотики, - говорит Дебби Мэзэрс-Бриггз. - Маршалл вырос вдали от наркотиков и алкоголя". Как бы там ни было, Эм не сдавался: "Когда мне исполнилось пятнадцать, она сказала: "Иди работать, мать твою, помогай мне со счетами или выметайся". Она бы все равно выгнала меня, забрав почти все мои деньги". Это дело переросло в настоящий скандал и даже дошло до суда. Дебби Мэзэрс-Бриггз возбудила иск против своего сына, рассчитывая получить больше 10 миллионов долларов, но в конце концов ей досталось 25 000, из которых 23 000 она, по слухам, заплатила своему адвокату. "Guilty Conscience" - песня, записанная вместе с Дрэ. Это ироничный спор между темным "я", совестью и парнем, которого жизнь вынудила пойти на ограбление винного магазина, Стэном, который решил воспользоваться невинностью пятнадцатилетней девочки, рабочим, заставшим свою жену в постели с другим. В то время как Дрэ изо всех сил пытается внушить героям хоть чуточку благоразумия, Эм толкает их на страшные деяния. Героям, как и слушателям в подобных ситуациях остается только решить, чьим советам последовать, не ошибившись. В композиции "Brain Damage" Эминем рассказывает про свое детств, о том, как щуплый, веснушчатый мальчишка-очкарик стал объектом постоянных издевательств со стороны крепкого старшеклассника Д'Анжело Бэйли и его дружков, которым он в конце концов надавал сполна. Кстати, это - реальный персонаж. "Этот ублюдок избивал меня, я был в четвертом классе, а он - в шестом. Все в песне правда: однажды он зашел в туалет, когда я писал, и избил меня. Он был меня головой об унитаз, пока не сломал мой нос, пропитал мою одежду кровью, схватил меня и начал душить", - так эти события описаны в песне. И снова он вспоминает свою мать, которая избила его пультом из-за того, что тот залил ковер кровью.