Roots Manuva:

Средь высоких пальм Ямайки затерялась небогатая деревня Банановая Дыра. Именно ей обязан большей частью шумихи весь английский хип-хоп - там познакомились и поженились папа и мама Родни Хилтона Смита. Жизнь в населенном пункте с таким романтическим названием не слишком привлекала молодую семью, и они перебрались в Стоквелл, район на юго-востоке Лондона. Там родились у них 3 сына: старший - машинист, младший - студент, а средний - Roots Manuva. Будущая звезда британского хип-хопа росла в бедной и набожной семье, отцу приходилось совмещать портняжное ремесло и проповеди в церкви пятидесятников, светская музыка была если и не под запретом, то, по крайней мере, отношение к ней было самым прохладным. Родни был послушным мальчиком. "Школа мне всегда нравилась". Но однажды, как рассказывает Manuva, произошел случай, перевернувший его жизнь: "Это было в детстве. Я тогда даже и не знал о существовании саундсистем. Мы с мамой шли по Стоквеллскому скейт-парку, я держал ее за руку. И тут мы услышали звуки, кто-то настраивал аппаратуру, пробовал свои колонки. Я помню, мама была просто в ужасе. Как будто стена баса исходила от них! Худющий парень просто стоял и играл на басу, словно сам удивляющийся тому, что он делает. Это звучало так хорошо, так жирно! Это был какой-то животворящий бас".
Эта встреча с искусством не прошла бесследно, подросток стал интересоваться той музыкой, что поразила его. Первой купленной кассетой Родни стал альбом группы UB40 - самой известной британской рэгги-группой с колоритным белым (!) вокалистом Али Кэмпбеллом. Потом в его коллекции появились Eek-A-Mouse, Asher Senator - известные на тот момент растаманы - все-таки Банановая Дыра давала о себе знать, да и потом только ленивый не отмечал в музыке Манувы духа даба и рэгги. Он стал пытаться читать toasting сам, но вскоре, после того, как услышал Rakim, понял, что есть кое-что еще.
Впервые Смит появился в составе группы IQ Procedure в 1994 на известном брейк-битовом лейбле Suburban Base, на котором в свое время записывались DJ Hype, Sonz Of loop Da Loop Era, Pascal. Но его дебют именно как Roots Manuva состоялся на сингле Black Twang "Queen Head", а через год вышел его собственный сингл "Next Type of Motion", потом еще и еще (один совместно со Skitz - битмейкером большинства английских рэпперов, другой сольно - на лейбле участника прославленных Scratch Perverts Тони Вегаса). Подобные метания ему порядком поднадоели, и тут снова Случай помог ему выйти на дорожку, которая и привела его с сегодняшнему успеху. В 1997 году хип-хоп журналист Уилл Эшон и известный лейбл Ninja Tune договорились о создании подлейбла Big Dada, сконцентрированного исключительно на хип-хопе. Хип-хопе, конечно, не абы каком, а непременно с вывертом, что с успехом подтверждают артисты лейбла, среди которых Busdriver, TTC, Lotek HiFI, King Geedorah, Infesticons и другие, не менее оригинальные по звучанию и лирике. Но это сейчас в активе Big Dada такие культовые персонажи, начиналось все с тогда малоизвестных Mike Ladd, Asylem, New Flash 4 Old. Уилл предложил Родни записать сингл, но тот, уже имея в запасе изрядный опыт, заявил, что меньше, чем на альбом, не согласен. Итогом этого спора стал все-таки вышедший в феврале 1999 сингл "Juggle Ting Proper", который авторитетный журнал DJ определил как "Some dark real shit", а через месяц все музыкальные и не только СМИ Англии, захлебываясь, писали об альбоме "Brand New Second Hand". Он стал альбомом недели, месяца, года, его называли лучшим британским дебютом после Soul II Soul в черной музыке, "смесью Mobb Deep и Massive Attack" и т.д. и т.п. Действительно, подобная каша из мрачных трип-хоповых битов, дабового звучания и низкого голоса не могла оставить никого равнодушным: выпущенный изначально тиражом в 3000 экземпляров, "Brand New Second Hand" на сегодняшний момент продан в количестве 50000. Название альбому дала мама Родни - так она называла нечастые, преимущественно не первой свежести, подарки детям. Особенную популярность альбому принес хит "Clockwork", вышедший также в известной компиляции от Ninja Tune "Funkongfusion". Такой успех сразу дал свои плоды: Manuva отправился в тур, а в промежутках между концертами записался с грандами электронной сцены Leftfield, а также с 23 Skidoo и Mr Scruff. Получив за этот альбом награду премии MOBO как Best Hip-Hop Act of the year, новоявленная звезда хип-хопа ея Величества королевы Англии в марте 2000 года уселся за работу над новым. За год работы Родни записал более 30 песен, 17 из которых вошли на "Run Come Save Me". В интервью сайту urbansmarts.com, он так описывал процесс записи:
Как отличался процесc записи первого альбома от второго?
После записи последнего альбома у меня не было сумасшедшего подрыва записывать музыку. Я просто сидел, оглядывался и ждал результатов от альбома – мое начальство с лейбла всегда могло застать меня в студии.
На альбоме много идей и концепций. Вы намеренно пытались вложить какое-то послание в каждую песню?
Нет, я думаю альбом само по себе послание. Я хотел сохранить баланс между грувом и словами, найти другие слова. Сделать так, чтобы запись качала и одновременно сказать простые вещи, но сделать это с волшебством. Я хочу быть как ODB или Redman – если бы вы знали, как много я их слушал – ты не совсем понимаешь, что они говорят, но тебе это нравится.
Как много идей, не вошедших в первый альбом, попали во второй?
Я делал альбом, пока люди не остановили меня – работники лейбла, мои друзья – сам я не останавливался. Я мог сделать гораздо более сумасшедший альбом. Это было действительно сложно не съехать с катушек.
Первоначально альбом должен был называться по одному из треков - "Stone The Crows", но потом Родни решил использовать фразу из этой песни. "Run Come Save Me - это что-то вроде выражения чувств, когда мне очень хорошо".
"Run Come Save Me" окончательно утвердил Roots Manuva в статусе лучшего английского хип-хоп проекта. Проданный только в Англии в количестве 100 000 копий, альбом номинировался на престижнейший Mercury Music Prize, а количество хитов превысило все возможные показатели. Жесткая электро-тема Witness (1 Hope), вошедшая в число лучших британских хип-хоп треков за все время, нежнейшая "Dreamy Days", боевая "Join The Dots" c большим любителем совместных работ Chali2na из Jurassic 5, и, конечно, провокационная "Sinny Sin Sins", напоминающая о религиозном воспитании. "Родители до сих пор хотят, чтобы я занимался чем-нибудь другим. Мои песни их порой шокируют".
Второй альбом стал шагом вперед и в сторону. Музыка, определяемая Манувой как "lo-fi boogie" стала более разнообразной, но не отошла от ямайских корней (хотя сам Родни отмахивается от частых сопоставлений с рагга-традициями: "Это из-за моего голоса, он похож на голос Bounty Killer и Merciless"), в лирике обозначился переход от сторителлинга к абстрактным картинам, прибавилось жесткости и даже циничного юмора. Однако, британский стиль остался неизменным – "I love to sample Radiohead".
Через год вышел релиз "Dub Come Save Me" - альбом даб-ремиксов на "RCSM" плюс несколько не вошедших на его треков из тех записанных 30, в том числе еще один трек с Chali2na, записанный в те три дня, когда он приезжал в гости к Мануве.
Чуть позже на лондонском лейбле Ultimate Dilemma вышел микстейп Roots Manuva из серии "BadMeaninGood", в которой хип-хоп-деятели представляют черную культуру именно так, как считают нужным. Родни представил ее широким спектром от Eric B & Rakim и N.W.A. до соотечественников Braintax и Soul II Soul. К слову, в этой серии вышли миксы его друзей Skitz и Scratch Perverts, а также Peanut Butter Wolf.
Roots Manuva стал настоящей звездой. Обзавелся живым составом в десять человек, делает ремиксы на треки молодых артистов, ему же их делают такие люди как Royksopp, David Holmes, Super Furry Animals, теперь у него "жирный" сайт, а понтовый американский журнал XXL сравнивает его с Busta Rhymes. Однако, он говорит, что "слава никогда не интересовала меня, я имею в виду все эти обложки для журналов и тому подобное. Пресса, видео - это все хорошо и полезно, но меня больше интересует радость и уважение слушателей".
Он не употребляет наркотики, предпочитая хорошую кухню и вино. "Что касается таблеток, грибов и всего такого, я - настоящее ископаемое. Никогда не пробовал. Хотя раньше я, выпивая, мог послушать обдолбавшихся людей, а потом сочинять на тему их рассказов тексты".
В конце января Roots Manuva разродился новым альбомом "Awfully Deep", моментально окрещенным прессой его лучшей работой. Ждите на rap.ru рецензии на этот "kind of gangsta Pet Shop Boys", а вот авторитетнейший Observer свой выбор уже сделал: "Если у вас есть альбом The Streets, выкиньте его, и купите первый великий альбом 2005 года".

Дискография:
Brand New Second Hand / Big Dada / 1999
Run Come Save Me / Big Dada / 2001
Dub Come Save Me / Big Dada / 2002
Awfully Deep / Big Dada / 2005

Синглы и микстейпы:
Next Type Of Motion (single) - 1995 - Bluntly Speaking Vinyl
Where My Mind Is/Blessed Be The Maner (single) - 1996 - Ronin Label
Feva (single) - 1997 - Wayward
Juggle Tings Proper (single) - 1999 - Big Dada
Motion5000/Skivers Guide(single) - 1999 - Big Dada
Witness (1 Hope) (single) - 2001 - Big Dada
Dreamy Days (single) - 2001 - Big Dada
Join The Dots (IMPORT) (single) - 2001 - Big Dada
BadMeaninGood Vol.2 - 2002 - Ultimate Dilemma
Colossal Insight (single) - 2005 - Big Dada

Hosted by uCoz