5'Nizza:

Взлет 5'Nizza к заоблачным орбитам шоу-бизнеса произошел в сверхсжатые сроки при полном игнорировании современных технологий раскрутки. Лишенные придуманных для прессы красочных легенд, они сохранили строгий вкус продукта, не испортив его пикантными соусами пресс-релизов; покорили зрителя своим естеством, сутью любой группы – песнями, музыкой. Их нежелание идти в ногу со временем обезоруживало.
Технология успеха казалась внешне простой – 5'Nizza помножила чарующую простоту пост-бардовской песни на широчайший диапазон персональных музыкальных пристрастий, в числе которых регги, хип-хоп, даб, фанк и соул. Результат такого умножения вдохновил критиков на массированную развеску ярлыков, ни один из которых впрочем не способен однозначно идентифицировать стилистику 5'Nizz-ы. С этой группой вообще непросто – никак она не хочет подстраиваться под общепринятые рамки…
Москва, город в котором кто-то годами бьется, чтобы “взойти на пъедестал”, сдался группе без боя. Закормленная столичная публика кочевала из одного клуба в другой, обеспечивая регулярные аншлаги на концертах везучих провинциалов. Вслед за Москвой потихоньку капитулировала и остальная Россия: распираченый сумасшедшими тиражами бутлег “Uнплаггed”, минуя официальную дистрибьюцию добрался до самых отдаленных уголков страны. Впрочем это не помещало 5'Nizz'е заключить контракт с лейблом, достаточно попсовым, чтобы платить своим артистам достойные их труда суммы. Логика бизнесменов проста и кристально ясна: пусть первый альбом не принесет ни копейки (поверьте, принес), зато он уже покорил армию поклонников, которые послушно выстроятся в очередь за вторым диском. Это сулит и группе, и лейблу весьма радужные финансовые перспективы.
Явление 5'Nizz'ы напомнило вспышку сверхновой, которую не заметили только слепые. Ввиду ограниченности источников информации (чтобы преждевременно не нарушить ореола загадочности, группа была очень разборчива в вопросах интервью) журналисты обсасывали одни и те же факты, сервируя их соусом личных впечатлений. В частности, почти каждый считал необходимым упомянуть, что продюсер группы, Шум, заметил их на фестивале Казантип 2002, что вокалист Сан – обладатель самого черного вокала в СНГ, что он один в один снимает Боба Марли, что у 5'Nizz’ы беспрецедентные и феноменальные тексты, что советскому гимну они подарили новую жизнь, а пластинку “Uнплаггed” записали шутки ради и за пару часов. Все это так, все это верно. Парадокс, но с 5'Nizz'ей, самой небанальной группой в числе тех, что могут как-то относится к постсоветскому хип-хопу, не обойтись без банальностей. Приступаем…
5'Nizza – это Андрей Запорожец (он же Sun или Сан, а также Сан Саныч, Саныч и Андреич) и Сергей Бабкин (Отец Родной). Они нашли друг друга в харьковском лицее искусств.
Сергей: В 10 классе я пришел в лицей искусств, где мы познакомились с Андрюхой. К тому времени с моей стороны проскальзывали попытки самостоятельно играть на гитарке. Андрей же увлекался хопом. Когда мы с ним познакомились, то сразу же состоялся контакт на музыкальной почве. Собирались и он что-то пел (хиты "Aerosmith", "U2" и даже "Браво"), а я ему подыгрывал. И было это все аж в 1995 году. К 2000-у мы стали сочинять свои песни. Как... Однажды сидели себе, и размышляли: "А не придумать ли нам чего-то своего". И так раз-раз и поехало. Хип-хопом я вообще не интересовался, не понимал что ли. Да и вообще в музыке был немного туповат. Сейчас осознаю, насколько узким обладал кругозором. Если Чижом болел так по полной программе - только он и никого другого... Андреич же был гораздо более продвинут. Он черный по жизни.
Андрей: Я с детства слушаю черную музыку. Соул, можно сказать, с пеленок впитывал. Вся юность прошла со Стиви Вандером. И рэп сразу же принял. Песни на английском учил наизусть, стараясь брать самые сложные тексты. Мы потом и свои варианты делали по мотивам "Public Enemy", "House of Pain". И, знаешь, чувствую связь с африканской культурой. Даже почти уверен, что в прошлой жизни я был из их племени. Есть определенные вещи, которые замечаешь за собой и понимаешь - да, ты все-таки негр по своей сути.
Корни этого уникального коллектива налицо... Если чуть больше уделить внимание деталям, можно вспомнить, что в числе своих музыкальных симпатий парни называли еще и Тома Уэйтса, Сюткина и Высоцкого (Сергей), а также Cypress Hill, Эрику Баду, Боба Марли и Nirvana (Андрей). Судьба не позволила и как следует прочувствовать жизнь музыкальной “подземки” - уже на втором году существования 5'Nizza встретила целеустремленного и пробивного продюсера, “секущего фишку”. Лидер команды W.K.? (Who Knows?) Шум, чье творчество так и не сумело подняться выше анеграундной планки, помог 5'Nizz'е сделать то, что не удалось ему – получить массовое признание.
Получив первое представление о 5'Nizz'е на фестивале Казантип 2002, Шум заинтересовался харьковскими парнями, и после “турне” по московским клубам “за смешные деньги”, народ прозрел… На первом выступлении было много людей с Казантипа. На второе народ ломанулся. На третье, казалось, пришли все зрители второго и каждый привел с собой двоих-троих друзей. С тех пор (несмотря навысокие цены на билеты) аншлаги на концертах 5'Nizz'ы стали доброй московской традицией. На Украине, как это не парадоксально,ситуация поспокойней. Воистину, нет пророка в своем отечестве…
СМИ сходят с ума: все хотят получить группу для своего издания. Столичные масс-медиа ставят группу на обложки. ТВ спешит запечатлеть парней для потомков. Словом, “а вот вам ребята ключи от города”. Здесь стоит сделать немаловажное уточнение – в раскрутке группе здорово помогло Наше Радио, спешившее записать 5'Nizza в рок-ряды и взявшее в тяжелую ротацию песни “Солдат” и “Ямайка”.
Не дремали и “пираты” – “Uнплаггed”, побил все рекорды продаваемости, хотя по сути был записан группой исключительно для промо-целей и как гласит легенда, чуть ли не за один присест. Наверное, еще ни один промо-диск не ценило столько народу. Тем не менее, лейблы атакуют 5'Nizz'у предложениями и вскоре одно из них принимается. Официально альбом поступает в продажу 27 мая 2003 года – с запозданием по сравнению с бутлегом почти на год. Еще одно “впервые” в современной музыкальной истории…
В 2004 году участники 5'Nizz'ы отметились двумя релизами. Сергей Бабкин выпустил альбом “Ура!”, в котором тон задает авторская песня – от старых пристрастий никуда не деться. Второй проект – команда Lюк, в которой участвует Сан, – издали альбом “Lemon”, который выглядит этаким электронно-акустическим экспериментом в духе лучших представителей современной британской сцены. И это не предел – на сентябрь 2004 нам обещан второй номерной альбом 5'Nizz'ы!
Удивительно, как они все успевают. Сергеич – артист театра. О его игре звучат лестные отзывы, мало понятные неспециалисту: “Пластико-ритмические и голосовые характеристики его сценических героев отчетливо индивидуальны и предельно выразительны, а виртуозная мимика актера позволяет ему для каждого из представляемых персонажей находить особую, неповторимую лепку лица…”. Сан закончил учебу – теперь он дипломированный педиатр, но особого энтузиазма по поводу продолжения врачебной карьеры не выказывает. Что, несомненно, к лучшему. Из бывших врачей порой получаются отличные музыканты.
5'Nizza предстоит немало поработать – убедить вечно сомневающихся журналистов в долговечности группы. Мол, была вспышка, а теперь интерес угаснет. Сан и Отец Родной, равно как и их продюсер не стремятся бороться с такими высказываниями языком пресс-релизов и официальных заявлений. Они в курсе – за них должны говорить их песни. Второй альбом расставит все по местам и покажет какого места достойна 5'Nizza – модного, но скоропортящегося продукта или не подверженной действию времени звезды…

Дискография:
Uнплаггеd / Гранд Рекордс / 2003
05 / Гранд Рекордз / 2005

Hosted by uCoz